Моя педагогическая концепция

Персональный сайт учителя информатики

Чебодаевой Карины Савельевны

 

Моя педагогическая концепция

  Информатика и ИКТ — предмет, который, на первый взгляд представляется для учащихся очень простым, легким, потому что они ассоциируют его с компьютером. У многих учащихся, а также у некоторых родителей, складывается представление о том, что если он умеет включать компьютер, разбирать и собирать его, играть в различные игрушки, общаться в чатах и прочее, то он уже знает информатику. Рассеять эти представления, возложены на учителя информатики. Эту задачу необходимо решать очень грамотно и профессионально, чтобы не отбить желание у ребенка обучаться этому предмету, а наоборот повысить его интерес, научить его использовать компьютер для самосовершенствования, самореализации, самовыражения.

  Поэтому моя цель как педагога, как учителя информатики – научить учащихся думать, самостоятельно принимать решения, самостоятельно добывать знания, поскольку в современном мире каждому человеку приходиться снова и снова учиться, т.е. научить учиться.

  Задачи:

     ·            формирование интереса к обучению, развитие творческих способностей и задатков учащихся, через постоянное совершенствование форм и методов обучения;

       ·            разработать для каждого обучающегося, в соответствии с его индивидуальными особенностями, систему обучения предмету;

       ·            разработать систему отслеживания результатов деятельности каждого учащегося на уроках информатики;

       ·            постоянно поддерживать на каждом уроке благоприятную психологическую атмосферу;

       ·            использование в обучении инновационные педагогические технологии;

       ·            разработать систему внеурочной деятельности учащихся, направленную на дополнительное обучение предмету и развитие его индивидуальных способностей;

       ·            формирование и развитие ИКТ-компетентностных умений учащихся.

    Пути решения поставленных задач - это оптимизация образовательного процесса посредством использования следующих технологий и методов: личностно-ориентированного обучения (индивидуальная работа с учащимися), информационно-коммуникационных технологий (компьютерный эксперимент, практическая работа, самостоятельная работа), технологии деятельностного обучения (командная игра, дискуссия); метода проектов (выполнение докладов, тестов, интерактивных ресурсов, проектов в Exсel, Power Point); исследовательские (исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование), частично-поисковые (наблюдение, самостоятельная работа), проблемные (беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение).

     Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:

        ·         информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);

        ·         коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);

        ·         социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);

        ·         предметную (способность применять полученные знания на практике).

   В своей практической деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную.

     Использование образовательных технологий в процессе обучения предмету информатика и ИКТ.

 

Наименование образовательной технологии

Цели применения образовательной технологии

Компетенции, на формирование которых направлено использование технологии

Учебные умения, на формирование которых направлено использование образовательной технологии

Формы организации занятий

Личностно-ориентированное обучение

Формирование и совершенствование самореализации личности

Компетенции личностного самосовершенствования

Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки

Индивидуальная работа

Деятельностный подход

Формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания

Коммуникативные, социально-трудовые, учебно-познавательные компетенции

Умение общаться в группе, убеждать других, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; осознанное построение своей деятельности по достижению цели и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов

Командная игра, дискуссия

Метод проектов

Создание комфортных условий обучения,  при которых ученик успешен, проявляет свою интеллектуальную состоятельность

Ценностно-смысловые компетенции

Умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения

Выполнение докладов, тестов, интерактивных ресурсов, проектов в Exсel,  Power Point

Информационно-коммуникационные

Повышение качества образовательного процесса

Коммуникативные компетенции

Поиск, анализ и сбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; умение применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии

Компьютерный эксперимент, практическая работа, самостоятельная работа.

Исследовательские методы

Подготовка учащихся к творческому труду

Ценностно-смысловые компетенции

Сбор необходимой информации, анализ, умение делать обобщения и выводы

исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование

Частично-поисковый

Формирование мыслительных способностей учащихся

наблюдение, самостоятельная работа

Проблемный

Активизация мышления учащихся.

Поиск решения проблем и проблемных задач

беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Принципы организации педагогической деятельности

   ·            Принцип индивидуального подхода. Организация учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (уровнем владения знаниями, умениями, навыками).

      ·            Принцип дифференцированного обучения позволяет разрешить противоречие между существующими различиями в интересах, склонностях, профессиональных намерениях, способностях учеников (изучение различных программ и пр.).

       ·            Принцип личностно-ориентированного подхода в обучении. Ориентация образовательно-воспитательного процесса на личность ребенка, максимальное развитие его индивидуальности.

     ·            Принцип развивающего обучения. Развивающая образовательная среда, в основу которой заложены различные развивающие педагогические технологии, в том числе и информационно-коммуникационные технологии, обеспечивает развитие у учащихся способностей и творческого потенциала.

      ·            Принцип социального заказа. Школа, как социальный институт, должна выполнить социальный заказ, поставленный, в первую очередь, учащимися и их родителями.

      ·            Принцип элективного углубления. Создание развитой системы дополнительного образования, задача которой дать детям углубленные и расширенные знания по предмету.

      ·            Принцип профилизации. Школа не должна решать задачи профессиональной подготовки, но в рамках профильного обучения предоставляет возможность учащимся получить определенные знания в различных специальных областях, в частности с применением ИКТ.

      Постоянное поддерживание благоприятной психологической атмосферы

     Для достижения и постоянной поддержки благоприятной психологической атмосферы выработана стратегия по отношению к ученику:

       ·            верь в своего ученика;

       ·            понимай и принимай его таким, какой он есть;

       ·            уважай ученика и будь требователен к нему;

       ·            искренне радуйся его удачам и огорчайся ошибкам;

       ·            помни: если «диагноз» неправильно поставит учитель, в ребенке умрет личность.

   Система внеурочной деятельности учащихся

       ·            Элективные и специальные курсы (элективные курсы по программированию и робототехнике).

       ·            Олимпиады и конкурсы.

       ·            Познавательные мероприятия (игры, тематические вечера, классные часы и прочее).

   Для развития творческих способностей учащихся следую следующим правилам: свобода выбора, правило открытости, правило деятельности, правило «идеальности», правило обратной связи, правило индивидуальности.

   О результативности моей методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

      ·       победы и призовые места учащихся в различных конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах от муниципального до международного уровней; 

       ·       активное участие моих воспитанников в ежегодной  предметной неделе информатики;

      ·       успешная социализация моих выпускников.

   Формирование и развитие ИКТ-компетентностных умений учащихся

     Формирование информационно-коммуникационной компетентности рассматривается не только (и не столько) как формирование технологических навыков, учащиеся должны уметь работать с информацией, кроме того, с информацией, представленной в электронном виде. Для учителя информатики это одна из самых главных задач.

   Результаты:

       ·            Высокое качество знаний обучающихся по предмету.

       ·            Высокий процент учащихся, испытывающих интерес к предмету.

       ·            Большой охват учащихся, получающих дополнительные знания по предмету.

       ·            Большой охват учащихся, занимающихся внеурочной деятельностью по предмету.

       ·            Рост учащихся, желающих участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях по предмету.

       ·            Рост выпускников школы, выбирающих в качестве будущей профессии, профессию, связанную с предметом.

    Реализация концепции «Самообразование»

        Девиз: Все, что знаешь сам, передай детям!

     Цель: повышение собственной профессиональной компетентности как условие перехода к личностно ориентированной направленности образования.

        Задачи:

      ·            повышение теоретического уровня профессиональной подготовки;

     ·            обобщение и распространение собственного педагогического опыта, через публикацию материалов, через участие в общешкольных, районных, региональных и федеральных мероприятиях;

      ·            повышение квалификации, через обучение на курсах повышения квалификации;

     Направления:

      ·            Изучение передового педагогического опыта (технологии, подходы, нормативные документы, и другое).

      ·            Участие в семинарах, конференциях, круглых столах, педагогических чтениях.

      ·            Мастер-классы.

      ·            Участие в профессиональных конкурсах.

      ·            Обобщение и распространение опыта, через публикацию материалов.

      ·            Повышение квалификации.

      Требования к себе постоянно повышаю. На достигнутом останавливаться не собираюсь!

      Идеальная форма организации образовательной деятельности учителя для меня подобна Сократовой «маевтике»: дать толчок, сообщить направление и быть восприемником рожденного учеником знания. Но для такой организации образовательного процесса необходимо, что бы ученик в полной мере овладел научным мышлением. Установить, насколько овладел учащийся методом научного мышления невозможно путем традиционных форм проверки (опросом или решением нескольких задач). Только наблюдение в течение сравнительно продолжительного времени за его повседневной работой, что возможно лишь при близком знании ученика, вниманию к личности и ее развитию. Поэтому я считаю, что никакой учебник или задачник не может заменить учителя, т.к. метод научного мышления «путем заразы, непосредственно от человека к человеку, путем устного предания, носителем которого является не мертвое слово, а всегда живой человек».

Дата последнего обновления страницы 09.07.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения